В соответствии с Постановлением администрации Саракташского района Оренбургской области от 30.09.2020 г. № 1704-п «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в администрации района, её структурных подразделений
Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в администрации муниципального образования Саракташский район устанавливаются в зависимости от групп должностей муниципальной службы, в соответствии с реестром должностей муниципальной службы, утвержденным решением Совета депутатов района от 29 мая 2020 года № 481.
1. Квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в администрации района предъявляются к:
- уровню профессионального образования;
- стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки;
- профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
- специальности, направлению подготовки (при наличии соответствующего решения работодателя).
2. Под квалификационными требованиями понимается система требований предъявляемых к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, которым должен соответствовать муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы в администрации района.
3. Под профессиональными знаниями понимается совокупность теоретических научных сведений и познаний, а также осведомленность в определенной сфере деятельности, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей, с целью достижения результатов в профессиональной служебной деятельности.
4. Под профессиональными навыками понимается способность и умение применять на практике, в повседневной служебной деятельности, теоритические знания в соответствии с уровнем профессионального образования.
5. Квалификационные требования делятся на базовые и функциональные.
Базовые квалификационные требования для замещения
должностей муниципальной службы
1. Базовые квалификационные требования к уровню профессионального образования, к продолжительности стажа муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки:
для замещения высших должностей муниципальной службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры и стажа муниципальной службы не менее четырех лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
для замещения главный должностей муниципальной службы - наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры и стажа муниципальной службы не менее двух лет или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
для замещения ведущих должностей муниципальной службы - наличие высшего образования без предъявления требований к стажу;
для замещения старших должностей муниципальной службы - наличие профессионального образования без предъявления требований к стажу;
для замещения младших должностей муниципальной службы - наличие профессионального образования без предъявления требований к стажу.
2. Базовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы высшей и главной групп должностей муниципальной службы о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, не применяются:
к гражданам, претендующим на замещение указанных должностей муниципальной службы, и муниципальным служащим, замещающим указанные должности, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;
к муниципальным служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на указанные должности до 17 марта 2018 года, в отношении замещаемых ими должностей муниципальной службы.
3. Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей муниципальной службы - не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
4. К руководителю финансового отдела администрации района квалификационные требования устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 № 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации».
К уровню профессионального образования:
- наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук.
К стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности:
- наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет.
5. Требования к знаниям (вне зависимости от области и вида деятельности)
Для замещения должностей всех групп предъявляются:
1) требования к знанию государственного языка Российской Федерации (русского языка);
2) требования к правовым знаниям основ:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации";
- Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ " О муниципальной службе в Российской Федерации";
- Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Устава муниципального образования Саракташский район Оренбургской области;
- знание нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность;
6. Требования к базовым умениям (вне зависимости от областей и видов профессиональной служебной деятельности) для всех групп должностей муниципальной службы:
умение работать на компьютере, в том числе в сети «Интернет»;
работать в информационно-правовых системах;
умение планировать и рационально использовать рабочее время;
умение достигать результата;
коммуникативные умения;
умение работать в стрессовых условиях;
умение совершенствовать свой профессиональный уровень;
умение ведения деловых переговоров с представителями государственных органов, органов местного самоуправления, организаций.
Управленческие умения (для высших, главных и ведущих групп должностей муниципальной службы:
умение руководить подчиненными, эффективно планировать, организовывать работу и контролировать ее выполнение;
умение оперативно принимать и реализовывать управленческие решения.
В должностной инструкции муниципального служащего необходимо придерживаться указанной структуры требований, предусматривая наряду с требованиями к уровню профессионального образования и стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки определение требований к знаниям и умениям.
Функциональные квалификационные требования
для замещения должностей муниципальной службы
1. Функциональные квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией.
2. При определении функциональных квалификационных требований применяется:
Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
Справочник квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Квалификационные требования, предъявляемые к специальным профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих
1. Квалификационные требования, предъявляемые к специальным профессиональным знаниям и навыкам муниципальных служащих, замещающих высшую группу должностей муниципальной службы:
2. Требования, предъявляемые к профессиональным знаниям:
- профессиональные знания по специальности "Государственное и муниципальное управление", или по направления подготовки (специальностям), соответствующим направлению деятельности администрации района;
- знание основ права, экономики, социально-политических аспектов развития общества;
- знание основ управления персоналом.
3. Требования, предъявляемые к профессиональным навыкам:
- навыки стратегического планирования, прогнозирования, координирования, организации совместной деятельности, аналитической работы, системного подхода в решении задач, принятия управленческого решения, оперативной реализации управленческого решения, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, осуществления контроля, ведения деловых переговоров, публичных выступлений, устного и письменного предоставления информации, проведения совещаний, разрешения конфликтов, владение приемами межличностных отношений и мотивации подчинённых, формирования эффективного взаимодействия в коллективе, делегирования полномочий подчиненным, умение ставить перед подчинёнными достижимые задачи, навыки оценки квалификации, развития сотрудников, оптимального использования потенциальных возможностей муниципальных служащих.
Критерии оценки специальных профессиональных навыков муниципальных служащих
1. Управленческие навыки:
2. Навык целеполагания:
- четко представляет цели администрации Саракташского района и связанные с ними цели структурного подразделения;
- определяет приоритеты достижения целей структурного подразделения в соответствии с целями администрации Саракташского района;
- определяет и устанавливает ясные цели сотрудникам структурного подразделения;
- устанавливает критерии достижения для каждой цели с учетом измеряемых показателей;
- пересматривает цели и адаптирует их к изменяющимся условиям.
3.Навык планирования работы:
- планирует текущие и перспективные работы структурного подразделения в соответствии с целями администрации Саракташского района;
- точно оценивает и распределяет ресурсы (человеческие, временные, финансовые и др.), необходимые для выполнения запланированных работ;
- оптимизирует состав работ с учетом ограничений по ресурсам;
- устанавливает взаимосвязь между запланированными работами структурного подразделения;
- корректирует план структурного подразделения, в соответствии с планами администрации района;
- задает контрольные точки проверки хода выполнения запланированных работ.
4. Навык постановки задач:
- определяет содержание задачи, конечный и промежуточный результаты, шаги и сроки выполнения;
- оценивает способность исполнителя выполнить задачу с требуемым качеством и в нужные сроки;
- четко и однозначно объясняет исполнителю содержание задачи;
- задает исполнителю требования к качеству результата и срокам выполнения;
- проверяет понимание исполнителем содержания задачи требований к качеству результата и срокам выполнения.
5. Навык контроля выполнения задач:
- своевременно проверяет сроки исполнения заданий; проверяет соответствие результата заданным требованиям;
- определяет степень отклонения результата от заданных требований;
- принимает решение о необходимой доработке результата, доводит его до исполнителя.
6. Навык формирования мотивации подчиненных:
- осознает реальные потребности подчиненного сотрудника;
- моделирует желательные для достижения поставленных целей поведения сотрудника;
- определяет возможности воздействия на сотрудника с целью вызвать желательное поведение;
- применяет адекватные возможности воздействия на сотрудника;
- оценивает результативность применяемых методов воздействия;
- отслеживает изменения потребностей подчиненного, корректирует методы воздействия.
7.Навык принятия управленческих решений:
- анализирует проблемную ситуацию;
- разрабатывает возможные варианты решения проблемной ситуации;
- оценивает возможные варианты решения;
- выбирает оптимальный вариант решения.
8. Навык координации работы подчиненных:
- оценивает нагрузку сотрудников в выполняемых ими работах, ход выполнения работ и их результаты;
- выявляет работы, по которым необходим более детальный контроль (из-за сложности работы или недостатка квалификации сотрудника); оперативно перераспределяет работы между сотрудниками при возникновении затруднений с учетом нагрузки и квалификации или при изменении целей и задач;
- принимает личное участие при возникновении критических ситуаций.
9.Навыки оценки квалификации сотрудника:
- знает специфику деятельности подчиненного ему сотрудника;
- определяет состав требований (знаний, навыков, качеств) к сотруднику, необходимых для успешного выполнения работ;
- оценивает уровень сформированности у сотрудника необходимых знаний, навыков, качеств;
- планирует работу по развитию знаний, навыков, качеств сотрудника для удовлетворения поставленным требованиям.
10.Навык развития сотрудника:
- объясняет сотруднику необходимость владения знанием или навыком (профессиональным);
- объясняет, в каких материалах можно получить информацию о знаниях и (или) навыке;
- объясняет содержание навыка, дает комментарии по специфике знаний;
- демонстрирует личным примером использование навыка или применение знаний;
Контролирует ход усвоения знаний и освоения навыка и дает корректирующие указания;
- оценивает результаты развития сотрудника.
11.Навык прогнозирования:
- прогнозирует развитие событий на основе имеющейся информации;
- рационально оценивает ситуацию;
- проектирует новые системы с учетом заданных условий;
- осуществляет выбор из альтернатив.
12. Коммуникативные навыки:
12.1. Навык устного и письменного представления информации:
- структурирует представляемую информацию;
- четко, грамотно и логично формирует свои мысли в устной речи и в письменном виде;
- использует правильные грамматические и стилистические конструкции;
- владеет официально-деловым стилем русского языка;
- пишет грамотно, без ошибок;
- использует понятные собеседнику модели, фразы, термины;
- владеет голосом и интонацией.
12.2 - устанавливает тесный контакт с аудиторией, привлекает внимание к теме выступления;
- уверенно ведет себя перед аудиторией;
- точно формулирует и убедительно аргументирует свои высказывания, использует примеры, сравнения, случаи из практики;
- оценивает реакцию аудитории, корректирует выступление в соответствии с реакцией;
- справляется с трудными вопросами, парирует выражения, адекватно взаимодействует с "проблемными" участниками;
- контролирует время выступления.
12.3. Навык совместной деятельности (работы в команде):
- понимает цели командной работы;
- адекватно понимает свои задачи, место и роль в процессе командной работы;
- активно участвует в процессе командной работы;
- учитывает мнение коллег.
12.4. Навык проведения совещаний:
- определяет цели совещания и формирует повестку дня;
- устанавливает общие правила проведения совещания и доводит их до сведения участников;
- контролирует соблюдение установленных правил работы и направляет обсуждение в соответствии с повесткой;
- оценивает результативность совещания;
- подводит итоги, доводит их до сведения участников.
12.5. Навык проведения деловых переговоров:
- выявляет интересы противоположной стороны;
- выстраивает тактику ведения переговоров;
- конструктивно и энергично ведет обсуждение проблемных вопросов;
- формулирует наилучшие альтернативы для обсуждаемого соглашения;
- подводит итоги переговоров и фиксирует достигнутые договоренности.
12.6. Навык разрешения конфликтов (управления конфликтом):
- своевременно выявляет и разрешает проблемные ситуации, приводящие к конфликту;
- осознает источники конфликтов, использует технику эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
- направляет энергию конфликта в конструктивное русло;
- применяет приемы предотвращения конфликтных ситуаций.
12.7. Навык работы в условиях сжатых временных рамок:
- акцентирует свое внимание и усилия на главном;
- активизирует все имеющиеся ресурсы для выполнения поставленной задачи;
- эффективно планирует рабочее время, составляет расписание;
- распознает и устраняет причины потери времени;
- предпринимает действия, повышающие эффективность использования рабочего времени (делегирование полномочий, оптимизация работы с документами и т.д.).
12.8. Навык работы с документами:
- владеет основами делопроизводства;
- анализирует и систематизирует поступающие документы, выделяя приоритетные;
- проводит экспертизу нормативных правовых актов;
- разрабатывает проекты правовых актов;
- готовит сообщения, доклады;
- формирует отчеты и иные документы справочно-информационного характера;
- оформляет документы в соответствии с требованиями унифицированной системы организационно-распорядительной документации;
- владеет стилем делового письма.
13. Навыки самоорганизации:
13.1. Навык постановки достижимых целей:
- четко представляет цели и конечный результат своей деятельности;
- расставляет приоритеты в достижении целей и критерии их выбора;
- определяет промежуточные цели с учетом условий достижения конечной цели;
- контролирует и оперативно корректирует промежуточные цели с учетом изменяющейся ситуации;
- сопоставляет полученный и запланированный результат.
13.2. Навык планирования личной деятельности:
- составляет план действий по достижению стоящих целей, с учетом трудозатрат и занятости;
- адаптирует план в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- акцентирует свое внимание и усилия на главном;
- учитывает и четко распределяет имеющиеся временные ресурсы, выдерживает сроки выполнения работ.
13.3. Навык владения компьютером:
- владеет современными средствами, методами и технологиями работы с информацией;
- использует в работе необходимое программное обеспечение (Microsoft Office, Internet, электронная почта, справочно-информационные системы и т.д.);
- использует в работе локальную информационную сеть.
13.4. Навык саморазвития:
- адекватно оценивает свои слабые стороны;
- использует сильные стороны других людей в качестве образца;
- предпринимает действия по саморазвитию в тех областях, которые требуют улучшения.
Критерии оценки личностных качеств и умений муниципальных служащих для исполнения должностных обязанностей
1. Элементы профессионально важных качеств (действия при полной выраженности навыка):
1.1. Инициативность:
- предполагает новые идеи, подходы к решению проблем;
- выходит за рамки формальных требований при выполнении своих обязанностей;
- берет на себя дополнительные работы, даже если они не являются его должностными обязанностями.
1.2. Исполнительность:
- выполняет возложенные задачи четко, в срок и с заданным качеством;
- не требует дополнительного контроля;
- не нуждается в дополнительном мотивировании, в рамках выполнения своих должностных обязанностей.
1.3. Ответственность:
- адекватно понимает зону своей ответственности;
- своевременно сообщает руководству о возможных или возникших затруднениях;
- несет личную ответственность за совершаемые ошибки, готов их исправлять.
1.4. Работоспособность:
- сохраняет постоянный темп работы при длительных нагрузках;
- сохраняет постоянное качество работы при длительных нагрузках;
- поддерживает постоянную производительность.
1.5. Целеустремленность:
- последовательно и планомерно продвигается к поставленной цели;
- удерживает цель в процессе ее достижения, ориентируется на качественный конечный результат;
- концентрирует и направляет свои усилия на достижение конечного результата.
1.6. Системность мышления:
- хорошо обобщает и анализирует разрозненную информацию;
- выделяет детали, необходимые для решения проблемы;
- структурирует данные и приводит их в систему.
1.7. Справедливость:
- принимает решения и действует независимо от личных привязанностей, симпатий или антипатий;
- придерживается единых критериев в оценках действий сотрудников независимо от занимаемой должности;
- соотносит полученные результаты с количеством затраченных усилий.
1.8. Лидерство:
- вдохновляет и ведет за собой сотрудников;
- представляет и может донести до сотрудников перспективную цель;
- определяет и мотивирует людей, способных к выполнению поставленных задач.
1.9. Настойчивость:
- активно преодолевает препятствия на пути достижения запланированных целей;
- сохраняет последовательность и темп действий в изменяющихся условиях;
- стремится к достижению наилучшего возможного результата.
1.10. Адаптивность:
- ориентируется в изменяющейся ситуации;
- быстро и эффективно приспосабливается к новым условиям;- выбирает оптимальный способ действий.
< Предыдущая | Следующая > |
---|